Когда в начале своего творческого пути я задумалась над названием для блога (а так же магазина на ЯМ, групп в соц.сетях и т.д. и т.п.), то просмотрела множество ресурсов, чтобы понять как другие мастера называют то чем они занимаются, свои творения, свое рукоделие. И выяснилось, что очень многие пишут немного не мало "Авторская игрушка Марии Ивановой", например:) В блоге же и магазине на ЯМ представлены просто классические тильды. Да, они одеты в другие наряды (в смысле отличные от тех, в какие их одевает Тони Финангер), но больше ничем от оригиналов не отличаются. Тогда в чем же здесь авторство?
Я же никогда еще не претендовала на то, чтобы называть свои игрушки авторскими, пока меня не попросили сшить такую, выкройку которой я решила придумать сама. А точнее, взять за основу тильдовскую, но переделать ее на свой лад. Рисовала, изменяла, дорисовывала и в итоге получила именно то, что задумывала. Не измененными остались только парочка деталей. Те, что уж меняй - не меняй все равно будут очень похожи (например, хвост или ушки у кошечки).
Сшила я ту самую игрушку (вот эту кошечку, что на фото выше; показана для сравнения рядом с тильда-кошкой) и задумалась, могу ли я назвать ее своей, авторской???
И решила попробовать разграничить игрушки по разным типам, зависящим от того, как они были созданы. Надеюсь, у меня получится изложить все свои мысли понятными для вас:)
1 тип: Если вы скачали выкройку автора, распечатали ее, вырезали, раскроили и сшили по ней игрушку, сохранив ее первоначальный образ, заданный автором, то прежде чем выставлять ее на продажу или вообще где-либо показывать, нужно по идее, спросить на это разрешение у автора той самой выкройки. Если же это невозможно (например, не буду же я писать Тони Финангер, что сшила тильду по ее выкройке и можно ли теперь ее продать;)), то как-то нужно постараться сказать окружающим о том, что ваша игрушка сшита по выкройке такого-то мастера. Можно написать об этом в описании к игрушке, рассказать в посте в блоге. Это, на мой взгляд, обязательный шаг! Это проявление уважения к труду человека.
И называется такая игрушка, соответственно, так как ее назвал автор, придумавший ее. Вот придумала Тони Финангер гуся, я сшила его по ее выкройкам, значит так этот тип игрушки и называю - тильда гусь.
2 тип: Если вы скачали выкройку автора, но придумали для игрушки какой-нибудь новый образ (например, есть замечательная мастерица, которая шьет тильд в нарядах в стиле "бохо", этаком симбиозе цыганского, хиппи и милитари), то тут, на мой взгляд, на лицо так называемая работа "по мотивам".
Очень многие рукодельницы сейчас шьют по мотивам игрушек тех же Татьяны Коннэ или Натальи Костиковой, например. По сути дела, все те тильды, что шьются нами, но одеваются в фей, докторов, рок-звезд, бухгалтеров, учителей и т.д. и т.п. являются сшитыми по мотивам игрушек Тони Финангер, согласны?
И вот тут-то самая загвоздка! Ведь вышеупомянутые мастера Татьяна и Наталья в самом-самом начале своей творческой "игрушечной" жизни сами явно вдохновлялись теми же кроликами тильда;)
Но каждая из них внесла свои изменения в выкройку Тони Финангер, попробовала другие материалы, фурнитуру, ткани и остановилась на том результате, который мы и видим сейчас в их работах, таким образом создав свою авторскую игрушку.
Значит, третий тип, на мой взгляд, можно описать так:
3 тип: Если вы скачали выкройку автора, переделали ее на свой взгляд, раскроили и сшили из вами же подобранных материалов, создали свой собственный образ, одев игрушку в одежду, сшитую по вашим выкройкам и завершили работу, добавив оригинальные аксессуары, то перед вами ваша авторская игрушка.
Безусловно, те мастера, что создают свои творения вообще с самого нуля, просто боги творчества и своего дела! Но сейчас не о них. А о нас - простых смертных:) Ведь не всем дано сделать великое открытие или создать что-то такое, что до нас еще никому даже в голову не приходило. Но многие из нас обладают отличной фантазией, умеют видеть красивые сочетания цветов и линий, в нас море идей и мы очень любим творить!
Значит не обязательно "изобретать велосипед";) Можно взять что-то за основу и включить свою фантазию, добавить свои мысли, свои чувства, свои идеи, свою изюминку, которая будет отличительной чертой ваших работ, приправить все это любовью к творчеству и вуаля! Наша авторская игрушка (украшение, вещь, картина, скульптура и т.п.) готова!
Поддерживаете ли мои мысли? Мне очень интересно, что вы думаете по этому поводу!
В публикации использованы фото моих работ, работ Светланы С., Татьяны Коннэ, Натальи Костиковой, Тони Финангер.
Я же никогда еще не претендовала на то, чтобы называть свои игрушки авторскими, пока меня не попросили сшить такую, выкройку которой я решила придумать сама. А точнее, взять за основу тильдовскую, но переделать ее на свой лад. Рисовала, изменяла, дорисовывала и в итоге получила именно то, что задумывала. Не измененными остались только парочка деталей. Те, что уж меняй - не меняй все равно будут очень похожи (например, хвост или ушки у кошечки).
Сшила я ту самую игрушку (вот эту кошечку, что на фото выше; показана для сравнения рядом с тильда-кошкой) и задумалась, могу ли я назвать ее своей, авторской???
И решила попробовать разграничить игрушки по разным типам, зависящим от того, как они были созданы. Надеюсь, у меня получится изложить все свои мысли понятными для вас:)
1 тип: Если вы скачали выкройку автора, распечатали ее, вырезали, раскроили и сшили по ней игрушку, сохранив ее первоначальный образ, заданный автором, то прежде чем выставлять ее на продажу или вообще где-либо показывать, нужно по идее, спросить на это разрешение у автора той самой выкройки. Если же это невозможно (например, не буду же я писать Тони Финангер, что сшила тильду по ее выкройке и можно ли теперь ее продать;)), то как-то нужно постараться сказать окружающим о том, что ваша игрушка сшита по выкройке такого-то мастера. Можно написать об этом в описании к игрушке, рассказать в посте в блоге. Это, на мой взгляд, обязательный шаг! Это проявление уважения к труду человека.
И называется такая игрушка, соответственно, так как ее назвал автор, придумавший ее. Вот придумала Тони Финангер гуся, я сшила его по ее выкройкам, значит так этот тип игрушки и называю - тильда гусь.
2 тип: Если вы скачали выкройку автора, но придумали для игрушки какой-нибудь новый образ (например, есть замечательная мастерица, которая шьет тильд в нарядах в стиле "бохо", этаком симбиозе цыганского, хиппи и милитари), то тут, на мой взгляд, на лицо так называемая работа "по мотивам".
Очень многие рукодельницы сейчас шьют по мотивам игрушек тех же Татьяны Коннэ или Натальи Костиковой, например. По сути дела, все те тильды, что шьются нами, но одеваются в фей, докторов, рок-звезд, бухгалтеров, учителей и т.д. и т.п. являются сшитыми по мотивам игрушек Тони Финангер, согласны?
И вот тут-то самая загвоздка! Ведь вышеупомянутые мастера Татьяна и Наталья в самом-самом начале своей творческой "игрушечной" жизни сами явно вдохновлялись теми же кроликами тильда;)
Но каждая из них внесла свои изменения в выкройку Тони Финангер, попробовала другие материалы, фурнитуру, ткани и остановилась на том результате, который мы и видим сейчас в их работах, таким образом создав свою авторскую игрушку.
Значит, третий тип, на мой взгляд, можно описать так:
3 тип: Если вы скачали выкройку автора, переделали ее на свой взгляд, раскроили и сшили из вами же подобранных материалов, создали свой собственный образ, одев игрушку в одежду, сшитую по вашим выкройкам и завершили работу, добавив оригинальные аксессуары, то перед вами ваша авторская игрушка.
Безусловно, те мастера, что создают свои творения вообще с самого нуля, просто боги творчества и своего дела! Но сейчас не о них. А о нас - простых смертных:) Ведь не всем дано сделать великое открытие или создать что-то такое, что до нас еще никому даже в голову не приходило. Но многие из нас обладают отличной фантазией, умеют видеть красивые сочетания цветов и линий, в нас море идей и мы очень любим творить!
Значит не обязательно "изобретать велосипед";) Можно взять что-то за основу и включить свою фантазию, добавить свои мысли, свои чувства, свои идеи, свою изюминку, которая будет отличительной чертой ваших работ, приправить все это любовью к творчеству и вуаля! Наша авторская игрушка (украшение, вещь, картина, скульптура и т.п.) готова!
Поддерживаете ли мои мысли? Мне очень интересно, что вы думаете по этому поводу!
В публикации использованы фото моих работ, работ Светланы С., Татьяны Коннэ, Натальи Костиковой, Тони Финангер.
Поделиться с друзьями этим постом можно одним нажатием кнопки!
Полезная статья! Спасибо Женечка!
ОтветитьУдалитьСоглашусь с каждым словом!
Жень, поддерживаю на все сто. У меня даже в ярлыках разделение есть игрушки, которые я помечаю "Тильда" даже если я переодела их на свой лад, а есть те, чью выкройку я перекроила, дорисовала и отрезала - вот их я и помечаю ярлыком "Авторская игрушка"
ОтветитьУдалитьСогласна, Ира. Спасибо!
УдалитьДля меня авторская игрушка - это когда выкройка и образ придуманы и разработаны одним человеком, а не на основе чьих-то выкроек.
ОтветитьУдалитьсогласна с Юдией!
УдалитьА ещё я стала замечать, что если выкройка-идея взята с зарубежных блогов - то никто не торопится ставить ссылку на зарубежного автора - может думают, что зарубежные сайты мало кто читает? Например, я два года как ВОСТОРГАЛАСЬ игрушками одного российского автора игрушек, головы кукол сделаны в виде арбуза, дыни и т.д. Очень авторскими они мне казались - думала - вот это фантазия и мастерство исполнения!
А на днях встретила зарубежный сайт с ТАКИМИ ЖЕ куклами....
Или часто вижу сумки сшитые по японским журналам-картинкам.
Смешнее всего, когда в российском блоггере начинается перепалка по поводу авторства чего-нибудь, что слямзено с зарубежных сайтов!
Жень, вот даже в своем посте ты ставишь ссылки на Наташу и Таню, а на Финангер нет, хотя у нее есть свой сайт!
Женя, мне нравятся твои игрушки и я совсем не спорю - авторские они или нет.
УдалитьНо тема авторства очень "ранимая" для многих и у каждого свои мысли на этот счет.
А я что-то не смогла сообразить какой из вот этих сайтов официальный тильдовский???
Удалитьhttp://www.tildasworld.com/
или
http://www.tildas-welt.de/
или вообще какой-нибудь другой?
Мои игрушки не авторские, Юль. Я на это и не претендую:) Моих товарищей я отношу к типу "по мотивам".
tildas-welt.de
УдалитьОй, Жень, вопросы авторства всегда такие "скользкие". Такая тонкая граница между авторской игрушкой и лифтингом...Я могу на 100% назвать авторскими свои блокноты с мною же нарисованными листочками...
ОтветитьУдалитьПросто все смотрят на эту тему под разным углом.
УдалитьБывают у людей мысли сходятся))
ОтветитьУдалитьТолько недавно у себя в блоге тоже обсуждала эту тему. Не так конечно подробно. Но тоже хотелось выслушать мнение других людей:)
В итоге у меня сложилось мнение:
именно авторской игрушки - это образ от начала и до конца свой, и выкройка, и одежда. А от похожести не уйти, ибо все куклы и другие живности одинаковые: голова, тело, руки, ноги и т.д.)) Кроме конечно фантазийных работ:)
Но есть еще понятие "авторский стиль": это то, что делает работы узнаваемыми. Но мне кажется это именно нарабатывается.
Поэтому работы могут быть не по авторской выкройке, зато иметь свой авторский стиль)
А авторская выкройка + авторский стиль - это уже эксклюзив:)))
Вот пока я читала комментарии выше, формулировала свою мысль, вы, Валентина, успели меня опередить;) И на столько попали в мою мысль, что прямо удивительно от этого даже! Я согласна с Вами на все 100%.
УдалитьЖеня, прошу, ко мне на "ты")))
УдалитьОк, Валя:)
УдалитьЯ уже на ЯМ высказала свое мнение, думала здесь промолчать) Но Валентина так хорошо высказала мысль, что просто не могу не поддакнуть))) Да-да, даже по распространенной выкройке можно сделать авторскую работу, у которой будет свой стиль и почерк. У выкройку все равно потом будешь постепенно менять под буйство своей фантазии)
УдалитьДа, Валя действительно замечательно изложила мысль!
УдалитьИ я того же мнения!)))
УдалитьСогласна с Валентиной. Похожесть может быть и без копирования чужого. Для меня авторское это с нуля. Потом по мотивам. И по работе, выкройке мастера Х. Но понятно что не всем дано строить свои выкройки, научится этому. А если хочется шить, творить.
ОтветитьУдалитьКак это, сначала с нуля, потом по мотивам, а потом по выкройке мастера Х???:)
УдалитьНу это я так в душе делю:))) Если сам придумал, выкройку нарисовал это с нуля, это уж точно авторская работа. Если выкройку переделал под свою задумку - это по мотивам. Тут авторство зависит от узнаваемости. Можно так переделать, что мама родная (то есть автор) даже не узнает. А уж по выкройке готовой - это понятно. Все таки авторское по моему мнению это с нуля. Причем часто и сам повторить свое не можешь. Так как строишь выкройку прямо на ткани или путем ушиваний куклы, игрушки на готовой модели.
УдалитьНо ничего не имею против работ по чужим выкройкам. Единственное не надо потом кричать на каждом углу что это я такой хороший, я придумал. В принципе выставляя что либо в открытый доступ в интернете человек должен быть готов к тому, что это будут не только использовать, но и копировать.
Очень интересная тема, не новая, но очень щекотливая. Соглашусь с Юдией и Валентиной Д.. Для меня авторская кукла или игрушка это всё-таки когда выкройка, стиль, одежда, образ придуманы одним человеком.
ОтветитьУдалитьСчитаю работы Тани Коннэ и Наташи Костиковой авторскими, никак они у меня с тильдами не ассоциируются, общего наверное только то, что и там и там кролики)))ИМХО.
Как же, Юль??? Я специально показала их рядом с тильдовскими кроликами, чтобы провести параллель. Уж зайцы Коннэ точно! Костикова конечно довольно сильно изменила выкройку, да и то, что шьет она их из флиса, от того они может и не кажутся похожими, но все же "ноги-то растут" от тильд, это понятно невооруженным глазом;)))
УдалитьКогда я впервые решила сшить игрушку, я понятия не имела о Коннэ, Костиковой и Финангер. Но я точно знала, что хочу зайчика, с длинными ушами, не мехового,не с китайскими нарисованными глазами и одетого как девочка. Потом увидела тильд и работы Тани и Наташи и влюбилась в них. Это я к чему, к тому, что если бы я не видела их я всё равно бы стремилась к чему-то такому. Как ни крути, но уши лапы и хвост будут по любому, тяжело от этого отойти.
УдалитьНо помимо этого у них настолько четко продуманные образы, настолько узнаваемый стиль, совершенство в цветах, что сравнивать их с тильдами у меня не получается никак. Ну разные они для меня, прям категорично разные, общее одно-это зайцы)) Хотя знаю, что Таня Коннэ начинала с тильдочек.))
А вообще конечно очень тяжело заново изобрести велосипед, бывает думаешь, придумываешь, а потом видишь где-то похожее)))
Ну да, "усы, лапы и хвост вот мои документы":))))
УдалитьЯ тоже думаю, что у всех товарищей не квадратные, а округлые лапы, голова не треугольная, а овальная и т.п.;) Поэтому я придерживаюсь мнения, что велосипед мне лично точно никогда не изобрести, значит нужно действовать по другому;)
А вот я, Жень, смотря на твои работы, видя как ты растешь, думаю что ты в душе однозначно изобретатель)))
УдалитьСо стороны всегда лучше видно:))))) Спасибо, Юличка!
УдалитьНаталья Костикова откровенно отвечает у себя в блоге, что ее зайцы сделаны на основе выкройки тильды. Так что если разделять игрушки по принципц предложенному в комментариях, у Наташи тоже "помотивам". А Таня Конне вообще начинала с полного копирования выкроек тильд, это и зайцы и лоси и пр. Затем же пришла к авторским игрушкам, которых теперь копирует куча мастериц. Забавно читать у них, что это авторство, когда даже выкройка не изменена и обувь куплена на том же американском сайте.
УдалитьПо Жениной классификации мои кролики относятся к 3-му типу. Да, я тоже сначала сшила пару заек тильд. Потом шел долгий процесс моего становления и изменения выкройки. На данном этапе я могу сказать, что дошла как минимум до авторского стиля. Но если уж и такие работы будем относить к по мотивам, то давайте и Наташу туда же. Но я не согласная!
Мне вот сегодня пришла в голову такая мысль на тему того, что идеи витают в воздухе и все мы, имея доступ к такому огромному сетевому пространству, черпаем из него вдохновение;)
ОтветитьУдалитьВедь тильды относятся к игрушкам примитивам, а таковые существуют уже оооооооочень давно, несколько веков. Может и Тони Финангер вдохновилась на создание тильд именно игрушками-примитивами, которые в 1999 (когда появилась первая кукла тильда) уже естественно существовали. Возможно она имела перед собой несколько различного вида выкроек примитивов и переделала их на свой лад:)
Интересно! Я вот ни разу нигде не читала, задавали ли ей подобны вопрос - чем она вдохновлялась при создании тильд?
Жень, а я где-то видела статью, где сравнивали тильд с примитивными куклами прошлого столетия, так что тоже возможно они по образу и подобию))
УдалитьНу вот я это и имела ввиду:))))
УдалитьЖень отличная тема для "острого" обсуждения... Мне кажется что тут можно бесконечно говорить, у каждого мастера на это свое мнение, и каждому хочется претендовать на авторство, НО надо заметить что по моему только в "игрушечной" жизни идут такие "авторские войны" ведь мы прежде всего занимаемся приятным делом, кто то для души, а кто для бизнеса... На каждую игрушку есть свой покупатель и на Т. Коннэ , и на Н. Костиковой и на наши тоже. Мне кажется нужно просто стремиться к совершенство своих изделий и прежде всего искать вдохновение не в чужих игрушках, а в том что нас окружает, природа, архитектура, растения и многое другое! Давайте смотреть шире! Спасибо Жень что даешь возможность высказываться на такие щепетильные темы!
ОтветитьУдалитьПожалуйста, Катерина!:)
УдалитьДа, я с Вами согласна! Полностью. И сейчас себя словила на том, что раньше действительно вдохновение искала, просматривая чужие работы, а теперь такого уже нет;) Вдохновляюсь всем вокруг!
Женя, и тебя протащило по этой теме авторства))) Все понятно, интересная статья- еще один повод порассуждать))) Мне нравится!
ОтветитьУдалитьМое мнение ты знаешь, читала мою статью про плагиат и авторство. Все относительно. Относительно чего ты-мы оцениваем ту или иную работу, потому и много мнений и много споров. Каждый судит через призму себя, через свои стереотипы, свои чувства, умения и знания. Про тыквоголовок, я тоже тогда смеялась, когда один мастер в грудь тапкой бил, доказывая, что это его изобретение, и сейчас улыбает, когда кто-то говорит, что Конэ и Костикова никакого отношения к тильдам Финангер не имеют, другой момент, что они нашли свою нишу в этом, и успешно подвигаются, а толпы вокруг разводят споры - плагиат, авторство - смешно, ну правда. В этом плане соглашусь, что все творения-достойны быть! Это же здорово, что человек вкладывая свои старания, эмоции создает что-то сам, а новое ли, или по мотивам-какая разница, он сделал себе н радость и еще кому-то для улыбки, все равно как ни крути внес свое видение - и не важно какая основа была - авторская, переделанная по мотивам или новопридуманная и воплощенна.
Блин, я всегда так витиевато выражаюсь, когда хочу высказаться, у меня мысли в рассыпную, вместо того чтобы в кучку сгруппироваться и выдать по существу то, что хочу донести! Обобщу: я за мир во всем мире! Статья интересная! Женечка, молодец!
Вот и я за мир во всем мире, Дин!:)))) Да здравствуем мы - мироТворцЫ!:))
УдалитьКак сказала хорошо! МироТВОРЦЫ-здорово! Пусть в нашем мире будет больше добра и света, много хороших и красивый людей, игрушек, вещей - больше радости и счастья!)))
УдалитьЖеня, классная темя. Очень острая. Молодец, что решилась на нее! И про мир! Я ЗА!
ОтветитьУдалитьХочется вставить свои пять копеек, и все вроде бы уже сказали девочки=) по моим наблюдениям есть личности прям творческие, они даже если и начинают с копирования, то все равно рано или поздно приходят к своей авторской игрушке, но таких мало, в основном девочки просто копируют...копируют долго одно и тоже...вообще для меня авторкская кукла это та, где есть душа, а они сразу чувствуются=)
ОтветитьУдалитьНе знаю, на сколько в тему я сейчас выскажусь, но мне бывает очень досадно где-нибудь на ярмарке увидеть, например, зайцев, ну прям тютелька в тютельку слизанных с АВТОРСКИХ работ Натальи Костиковой, которые, согласитесь, обладают весьма характерными чертами и аксессуарами. Да еще и продаваемых по более низкой цене. Мне кажется, это некрасиво.
ОтветитьУдалитьА что касается Тильд, на сколько мне известно, авторское право там позволят продавать эти тильды хоть в измененном, хоть сделанным точно по выкройкам. Их нельзя только в промышленное производство пускать) Другое дело, что мало кто пользуется выкройками из книг Тоне, большинство в интернете выкройки находят...